Никакого предела. О том, что мысль действительно может делать Часть II Ж. Бенуа
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-8-105-115Ключевые слова:
реальность, чувственное, трансцендентализм, феноменология, явление, конечность, контекстуальность, универсальность.Аннотация
Публикуемый текст – продолжение статьи [Бенуа 2023]. В философии модерна чувственное бытие вещи субъективируется, рассматривается как относительное, зависящее от субъекта. Локк ввел различие между первичными и вторичными качествами, к которому обращается и современный спекулятивный реалист К. Мейясу. Устраняя это различие, Кант сделал следующий шаг к абсолютизации понятия явления. У него чувственное соизмеряется с нечувственной вещью в себе. У Мейясу оно соизмеряется с лишенным какой-либо чувственности Абсолютом, который философ преодоления конечности стремится познать. На самом деле, как показывает Ж. Бенуа, чувственное – не ограничение, не препятствие для доступа к подлинному бытию, а само бытие или, во всяком случае, его важная составляющая. Необходимо преодолеть модернистскую субъективность чувственного. Но этого недостаточно. Требуется еще преодолеть феноменологию, которая абсолютизирует идею предела, эссенциализирует конечность. Бенуа обращается к философии позднего Витгенштейна, в которой критикуется идея (не)возможности бесперспективного взгляда на объект. Познание и мысль контекстуальны. Контекстуальность – не принцип релятивизации, не конечность, не предел для мысли. Вообще идея такого предела противоречива. Также контекстуальность мысли не исключает ее универсальности, а, наоборот, является ее условием.