Эстетика события и субъективность
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-8-66-69Ключевые слова:
Н.И. Киященко, эстетическое воспитание, эстетика жизни, «фигурный синтез», топологика, автореферентность, субъект-свидетель, утверждение жизни.Аннотация
В статье рассматривается значимость эстетических исследований Н.И. Киященко в свете обосновываемой эстетики события. Релевантность эстетики события задается очевидным ростом значимости сенсорного опыта, достигающего предела в неконтролируемом и деструктивном аффекте чувственности. Теоретические истоки эстетики события могут быть соотнесены с идеями Канта – с пониманием «фигурного синтеза»: комбинации индивидуального вкуса и его универсальности с трансцендентальным синтезом, что делает возможным создание нового знания, которое значимо для эпистемологии эстетики и философской антропологии. Строящаяся на основе эстетики события субъективность соединяет в себе непосредственное чувственное отношение к жизни и рефлексию. В первичном смысле эстетическое в статье представлено как энергетический источник эстетического отношения – семантического события, где действуют глубинные энергии и силы существования. В структуре оригинальной философской рефлексии актуализируется идея спатиализации мысли: топологические стратегии рефлексии оказываются призваны к действию. Эстетическое понято в топологическом родстве первичного эстезиса, познания, духовного опыта, переживаний «голой жизни» и свидетельства-утверждения. Событийная определенность эстетической ситуации способна проецировать эстетический телос в мир – действуют первичные «механизмы сборки» в отношении к этическим, антропологическим, экзистенциальным и политическим стратегиям смыслогенеза. Эстетическая интенция обращает опыт и именование к тем смыслам, которые укоренены в непосредственно переживаемой реальности и символически представлены в понятийной системе. В этом плане можно говорить о событийно ориентированной эстетической мысли и формировании топологической субъективности.