Прошлое как призыв: архитектоника философской автобиографии
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-8-61-65Ключевые слова:
философия культуры, философская антропология, философская автобиография, Г. Марсель, М. Мамардашвили, прошлое, жизненный путь, историческое событие, творчество, надежда, отчаяние.Аннотация
Текст посвящен архитектонике философской автобиографии как выстраивания автором целостности и значимости собственной истории в контексте обретения профессионального призвания. Понимание источников личностного единства, связывание эмоциональных впечатлений детства и юности и последующего вектора творческой жизни, поиск начала индивидуальности, обнаружение «завязывающих актов» и их событийное разворачивание рассматриваются как эстетические грани саморефлексии. Понятие «архитектоника» обращает к созданию целостности произведения, его композиции, которая передает авторское восприятие жизни, задает ее смысловую структуру, определяет ее магистральные факторы и линии. Это попытка соединить жизнь и призвание, увидеть влияние одного на другое, рассмотреть истоки своего настоящего и с этих позиций распознать прошлое, которое всегда остается живым, меняющимся, мерцающим. Оно остается призывом к пониманию, никогда не является завершенным и нуждается в участии автора. Задать вопросы о прошлом, ответить на них с позиции пройденного – значит получить доступ к многогранности своего актуального состояния. На материале анализа автобиографических работ Г. Марселя автор показывает важность нарратива собственной истории для творческого самоосмысления. Обращение к прошлому обретает характер раскрытия в нем тех «требований», которые во многом определяют творчество человека и его жизненный путь, становятся доступными благодаря личностной работе со своим опытом.