Всеобщность эстетического отношения к миру – творческий принцип Н.И. Киященко
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-8-53-56Ключевые слова:
творчество, эстетика, эстетическое отношение, эстетическая культура, художественная картина мира, всеобщность, деятельность.Аннотация
Статья посвящена обсуждению философско-методологического потенциала одной из плодотворных идей Н.И. Киященко – принципа всеобщности эстетического отношения человека к миру. В противоположность довольно
широко распространенной гегелевской точке зрения, согласно которой эстетическое отношение к миру ограничивается главным образом сферой
искусства, он, опираясь на разработанный в отечественной философии деятельностный подход, настаивал на присутствии и существенной роли эстетического отношения к миру во всех сферах жизни человека и общества в целом. На протяжении всей творческой жизни Киященко эта трактовка роли эстетического выступала связующей тематической линией, объединившей многообразие научных интересов и концептуальных воплощений как его самого, так и его коллег-специалистов в различных областях и направлениях исследования современной культуры. В коллективе, возглавляемом Киященко, обсуждались эстетические аспекты осмысления как гуманитарной, так и природной реальности (включая такие области науки, как генетика, синергетика, нейроисследования и др.). Результатом этой коллективной работы стала серия трудов, сопряженных, по замыслу Н.И. Киященко, с трансформацией современных эстетических представлений в их понятийном выражении. И по сути своей, эти труды представляют собой идейное наследие Николая Ивановича Киященко.