Всеобщность эстетического отношения к миру – творческий принцип Н.И. Киященко

Авторы

  • В.Н. Липский Академия ГПС МЧС России, Москва, 129366, ул. Бориса Галушкина, д. 4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-8-53-56

Ключевые слова:

творчество, эстетика, эстетическое отношение, эстетическая культура, художественная картина мира, всеобщность, деятельность.

Аннотация

Статья посвящена обсуждению философско-методологического потенциала одной из плодотворных идей Н.И. Киященко – принципа всеобщности эс­тетического отношения человека к миру. В противоположность довольно
широко распространенной гегелевской точке зрения, согласно которой эс­тетическое отношение к миру ограничивается главным образом сферой
искусства, он, опираясь на разработанный в отечественной философии дея­тельностный подход, настаивал на присутствии и существенной роли эсте­тического отношения к миру во всех сферах жизни человека и общества в целом. На протяжении всей творческой жизни Киященко эта трактовка роли эстетического выступала связующей тематической линией, объеди­нившей многообразие научных интересов и концептуальных воплощений как его самого, так и его коллег-специалистов в различных областях и на­правлениях исследования современной культуры. В коллективе, возглавляе­мом Киященко, обсуждались эстетические аспекты осмысления как гума­нитарной, так и природной реальности (включая такие области науки, как генетика, синергетика, нейроисследования и др.). Результатом этой коллектив­ной работы стала серия трудов, сопряженных, по замыслу Н.И. Киященко, с трансформацией современных эстетических представлений в их понятий­ном выражении. И по сути своей, эти труды представляют собой идейное наследие Николая Ивановича Киященко.

Опубликован

2023-08-31

Выпуск

Раздел

Эстетика в жизни и учении: вчера, сегодня, завтра. Памяти Н.И. Киященко

Как цитировать

[1]
2023. Всеобщность эстетического отношения к миру – творческий принцип Н.И. Киященко. Вопросы философии. 8 (Aug. 2023), 53–56. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-8-53-56.