«Социальное» и «культурное» в педагогике Сергея Гессена
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-8-26-34Ключевые слова:
С.И. Гессен, педагогическая антропология, педагогика культуры, цели-задания, уровни (слои) представлений о человеке.Аннотация
Статья посвящена анализу философских идей Сергея Иосифовича Гессена, задающих рамки его педагогической антропологии и педагогики культуры. По мнению С.И. Гессена, педагогика не может сводиться к описанию приемов и методик обучения. Она должна рассматриваться как прикладная наука, важнейшим разделом которой является типология возможных и необходимых целей образовательной деятельности. В свою очередь, определение целей педагогической практики должно опираться на комплекс представлений о «человеке», определенную философскую и педагогическую антропологию. Бытие «человека», по мнению С.И. Гессена, может быть уподоблено геологической структуре земной коры: онтологически «человек» является не только «природным» (первый уровень) и «социальным» (второй уровень), но также «культурным» существом. Закономерности культурного и духовного существования человека принципиально отличаются от биологических и социальных. Поэтому ведущей целью педагогической практики является включение эмпирического индивидуума в процессы передачи и развертывания ценностей культуры. При этом «культура» должна пониматься как деятельность, направленная на осуществление предельных, «неисчерпаемых» целей, целей-заданий, стоящих перед человечеством в различных областях практики. В своей книге «Основы педагогики», опубликованной в 1923 г., С.И. Гессен выделяет три типа культурных ценностей: цивилизацию, гражданственность и образованность. Противопоставив культурный уровень существования человека биологическому и социальному, С.И. Гессен формулирует ряд культурных задач для сферы хозяйства, политики и образования.