Никакого предела. О том, что мысль действительно может делать Часть I Ж. Бенуа
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-7-82-92Ключевые слова:
предел, конечность, философия модерна, постмодерн, трансцендентальное, метафизика, реализм, Мейясу.Аннотация
В статье «Никакого предела» Ж. Бенуа критикует идею конститутивной ограниченности познавательных и мыслительных способностей человека, которая получила распространение в философии модерна и постмодерна. Автор исследует понятие конечного бытия, которое берет свое начало в поздней схоластике, и его эволюцию. Дискурс предела связан с мотивом конечности, который восходит к Канту. Для критической философии понятие «конечности» не сводится к простому статусу «быть конечным». Конечность человека обусловлена тем, что ему доступен лишь мир явлений, а не вещей в себе. Для философии постмодерна, утверждающей преодоление конечности, «быть» значит «быть представленным». Постмодернизм злоупотребляет идеей перформативности языка, что ведет к лингвистическому неоидеализму – идее перформативности самой мысли. Отказываясь от буквального понимания онтологии, он приписывает мысли безусловную онтологическую плодотворность. Это не только бунт против того факта, что вещи таковы, каковы они есть, но также против нормативности понятия реальности. На самом деле вещи не зависят от их репрезентации и дискурса. И сами репрезентации нельзя с легкостью изменить. Мысль приспосабливается к реальности, а не производит ее. Постмодернистская безграничность познания и мысли – обратная сторона ограниченности модерна. Пост-постмодернистский спекулятивный реализм К. Мейясу, объявивший о конце конечности, на самом деле разделяет предпосылку критической
философии. Пониманию конца конечности в самих терминах конечности Бенуа противопоставляет его понимание в смысле отказа рассуждать в терминах конечности. Не существует никакого предела, который Мейясу и неометафизики пытаются преодолеть.