Критика «технотронной цивилизации» у П.П. Гайденко в аспекте немецкой культуркритики

Авторы

  • А.В. Михайловский Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Школа философии и культурологии, Москва, 105066, ул. Старая Басманная, д. 21/4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-7-6-12

Ключевые слова:

Пиама Гайденко, культуркритика, технократизм, онтология, ценности

Аннотация

О Пиаме Павловне Гайденко чаще всего говорят как о блестящем историке философии, авторе оригинальной концепции эволюции науки, однако в ее творчестве отчетливо проступает интерес к онтологической и «экзистенци­алистской» тематике, что позволяет предположить существование некоего связного философского проекта c элементами христианского мировоззре­ния. Занимаясь вопросами генезиса европейской рациональности, Гайденко как философ всегда руководствовалась задачей преодоления той «парадиг­мы мышления», которая родилась в начале Нового времени и была связана с фигурой познающего и творческого субъекта, отрицающего сложность и многомерность мира, берущегося его переустроить на революционных оптимизаторских началах. Покончить с господством «деонтологизирован­ного субъективизма», ведущего к антропологическому, экологическому и другим кризисам, возможно лишь через восстановление поврежденного образа разума, через новое осмысление коллизии знания и веры, которая отражает трагедию западноевропейской культуры, забывшей о Боге и бы­тии. Согласно нашей гипотезе, за стандартными обозначениями направле­ний советских философских исследований – «критика европейского ра­ционализма», «критика буржуазной эстетики», «критика немарксистских концепций диалектики» и т.д. – прослеживается своеобразный культуркри­тический подход, который, с одной стороны, может быть сопоставлен с немецкой «Kulturkritik» XX в., а с другой стороны, демонстрирует онтоло­гизм, характерный для русской философской традиции. Мы выделяем три элемента философского проекта П.П. Гайденко: 1) критика массового об­щества и «трагедия эстетизма», 2) критика технократизма и «прорыв к трансцендентному», 3) обращение к онтологическим корням разума и цен­ностей – и предлагаем прояснить их, намечая пути типологического сопо­ставления со специальными дискурсами внутри консервативной критики модерна – в частности, критикой массовизации, критикой техники, пробле­матикой ценностно-мировоззренческой ориентации.

Опубликован

2023-07-31

Выпуск

Раздел

Прорыв к трансцендентному (материалы конференции памяти П.П. Гайденко)

Как цитировать

[1]
2023. Критика «технотронной цивилизации» у П.П. Гайденко в аспекте немецкой культуркритики. Вопросы философии. 7 (Jul. 2023), 6–12. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-7-6-12.