Социально-философские идеи Наполеона III
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-6-194-204Ключевые слова:
Наполеон III, бонапартизм, философия XIX в., социальная философия, французская философияАннотация
Статья посвящена анализу мировосприятия Луи Бонапарта, его представлениям о политических перспективах человечества, включающим обобщающие суждения о смысле Французской революции, о значении наполеоновского правления для общественного бытия. Конечно, для Луи Бонапарта написанные им теоретические сочинения служили средством пропаганды его собственных политических устремлений, своего рода оправданием вдохновлявших его амбиций, но также и определенной философской опорой на жизненном пути. Созданные им еще до прихода к власти, они вполне могут быть согласованы с последующими деяниями новоявленного президента республики, а затем и императора. Важнейшее мировоззренческое значение он придавал образу Наполеона, который трактовался как средоточие ведущих линий общественного развития. Прогресс, справедливость, социальная иерархия, определяемая заслугами, конфедерация свободных европейских государств – таковы в его понимании главные черты ближайшего будущего. Подобно сен-симонистам, Луи Бонапарт призывал проявить заботу о беднейшем, наиболее страдающем классе. Его социальный проект предусматривал создание сельскохозяйственных колоний на заброшенных, необрабатываемых участках. Ликвидация безработицы, на его взгляд, позволит устранить из повседневной жизни жестокую нищету. Но, в отличие от Сен-Симона, он придавал гораздо большее значение роли государства и централизации власти, не считал Наполеона защитником отжившей феодальной системы. Пример Наполеона III говорит об особом способе взаимного влияния философии и власти: его социальная программа формировалась прежде всего как результат весьма специфического осмысления решений прославленного предшественника, воплощала неприкрытое стремление к посту главы государства; вместе с тем она сама нашла, пусть и неполное, отражение в политике времен Второй империи.