Семиозис русской культуры и философия творчества в трудах Ю.М. Лотмана
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-6-160-163Ключевые слова:
семиосфера, семиозис, русская культура, творчество, диалог, культурологический подход, историческая динамика культурыАннотация
Важнейшим результатом семиотической концептуализации художественного процесса в исследованиях Лотмана стала интерпретация литературных явлений в широком историко-культурном контексте, что привело его к созданию целостной культурфилософской концепции. Ее моделью выступает русская культура классической эпохи, трактуемая как сложившийся исторический феномен в многообразии духовно-интеллектуальных традиций и практик. В то же время Лотман рассматривает процесс сотворения национальной культуры как открытый, в котором ее авторы каждый раз пересоздают ценностно-смысловое содержание и обогащают сферу культурных значений. Философско-теоретическим ядром концепции Лотмана выступает, с одной стороны, феномен творчества и художественного сознания автора, с другой, культурная целостность в исторической динамике ее языковых, художественно-эстетических, социально-политических, бытовых форм. Генезис культурных форм был трактован Лотманом как процесс семиозиса культуры – создания, развития, сохранения, наследования и переосмысления смысловых структур, выраженных целостностью текстов различной знаковой природы. Философский аспект концепции Лотмана заключается в универсализации познавательных процедур и в философских стратегиях толкования феноменов культуры.