От философии культуры – к философии истории

Авторы

  • И.В. Кондаков Российский государственный гуманитарный университет, Москва, 125993, ГСП-3, Миусская площадь, д. 6.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-6-152-155

Ключевые слова:

структурализм, семиотика, культурологический поворот, философия культуры, философия истории, Ю.М. Лотман, философ.

Аннотация

Творческий путь Ю.М. Лотмана от филолога до философа был труден и рис­кован. Ученый решительно отошел от замшелых традиций советского вуль­гарно-социологического литературоведения и стал осваивать современные методы анализа текстов, выработанные структурализмом и семиотикой. Поскольку структурализм и семиотика были в советской науке под запре­том как порождения буржуазной идеологии, Лотман и его коллеги по Тар­туско-московской школе назвали предмет своего исследования «вторич­ными моделирующими системами», к которым они относили не только литературные тексты, но и тексты искусства, тексты поведения, города, ис­тории и др. Таким образом, в методологии Лотмана и его единомышлен­ников произошел культурологический поворот, выразившийся в том, что теоретической основой структурного анализа стала философия культуры, а историко-культурного подхода – философия истории. Своими трудами в области гуманитаристики Лотман показал, что ключом для понимания и прогнозирования истории является культура, а для построения филосо­фии истории – философия культуры. Лотман фактически выступал как глу­бокий теоретик и философ культуры в одном ряду с такими отечествен­ными мыслителями, как А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, или зарубежными, как О. Шпенглер, А. Тойнби, К. Леви-Строс, Р. Барт или У. Эко.

Опубликован

2023-06-30

Выпуск

Раздел

К 100-летию Юрия Михайловича Лотмана

Как цитировать

[1]
2023. От философии культуры – к философии истории. Вопросы философии. 6 (Jun. 2023), 152–155. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-6-152-155.