Перспективы антропоцентризма в оптике цифровой эпохи
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-6-79-82Ключевые слова:
постантропоцентризм, семиозис, мышление вместе-со-сложностностью, философия процесса, темпоральный наблюдатель сложностности, становление.Аннотация
В статье обсуждаются перспективы применения концепта «мышления вместе-со-сложностностью» как инструмента формирования предпосылок для критического диалога с постантропоцентрической философией постгуманизма цифровой эпохи. Это центральная проблема философского осмысления феномена человека в эпоху антропоцена, становящегося искусственного интеллекта, мира коэволюционирующих нейморфных сетей. Одной из «точек входа» в понимание мышления вместе-со-сложностью является концепция парадигмы сложностности Э. Морена, а также фокусировка на ключевой идее Делеза; «Идее о необходимости “мыслить посреди”. Или “между”». Другой точкой входа является работа Спенсера-Брауна «Законы формы». И, наконец, третьей точкой входа служит философия Ж. Симондона, фокусирующаяся на принципе индивидуации сущего, преодолевающая бинарный гилеоморфизм материи и формы Аристотеля и трактующая индивидуацию как онтогенетический, формосозидающий процесс становления, рекурсивно разворачивающийся между доиндивидуальным и трансиндивидуальным. Подчеркивается, что мышление вместе-со-сложностностью – это процессуальное, нередукционистское, рекурсивно-темпоральное мышление «между» порядком и хаосом, субъектом и объектом, механическим и органическим, системой и ее средой (окружением), между сетью и иерархией, между бытием и становлением, сознательным и бессознательным, наблюдателем и наблюдаемым, а также между упрощением и усложнением. Это мышление открытой постнеклассической рациональности (В.С. Степин): оно ориентировано на абдуктивный поиск, мысленный эксперимент, контакт с Иным, конструирование средств диалогической связности между различными концептуальными перспективами, причем, и это важно подчеркнуть, связности как процесса неограниченного семиозиса по Пирсу.