Современные теории традиции: единство дискурса и множественность значений
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-5-171-181Ключевые слова:
картезианский субъект, рациональность, оригинальность, вторичность, индивидуальность, изменчивость.Аннотация
В статье рассматривается проблема единства и многообразия современных теорий традиции (начиная с активно цитируемых суждений Элиота, Оукшотта, Поппера и т.д.) на фоне значительного роста их количества в последние десятилетия. Теории традиции возникают в рамках различных «наук о духе», но предлагают всё же обобщенные суждения об этой категории, сквозной для разных дисциплин. Рассмотренные теории являют единство в общих суждениях о традиции, между тем как проблемы и решения, для которых используется понятие «традиция», как и его значения, отличаются всё возрастающей вариативностью. Единство дискурса о традиции состоит в том, что ей приписывается рациональность, прогрессивность, и, порой авторство (как в случае с «изобретенной традицией»), изменчивость и активная роль индивида в ее функционировании. В то же время понятие «традиция» может реферировать как к определенному кругу явлений, так и представать как неотъемлемый механизм культуры вообще, при этом в рамках одного и того же текста термин незаметно переключается между одним и другим модусом. В заключение выдвигается гипотеза о том, что этот теоретический дискурс о традиции свидетельствует об утрате доверия к парадигме картезианского субъекта, что и порождает столь интенсивную рефлексию о традиции, которой он отчасти противопоставлен. Однако поскольку в ее рамках традиции, как правило, лишь приписываются противоположные ей с общепринятой точки зрения свойства, ее следствием является лишь дальнейшее размывание понятия «традиции».