Карл Ясперс и Поль Рикёр: работа памяти как работа самосознания
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-5-108-118Ключевые слова:
П. Рикёр, К. Ясперс, память, самосознание, виновность, признание, пограничная ситуация, коммуникацияАннотация
В статье осуществлен сравнительный анализ проблемы памяти в философии Карла Ясперса и Поля Рикёра. Обосновывается авторский тезис о том, что экзистенциальная философия Ясперса имела решающее значение для формирования дискурса памяти Рикёра. Рассматриваются основные измерения проблемы памяти и виновности в философии Ясперса, уточняются центральные понятия его концепции в связи с темой виновности и самосознания. Анализируются ранние работы Рикёра, напрямую обращающиеся к экзистенциальному проекту немецкого философа, при этом внимание уделяется коммуникативной истории философии и учению об истине. По итогам сравнительного исследования делается вывод о том, что важной
метафорой философии Рикёра (как и у Ясперса) становится метафора постоянного движения и пути в коммуникации, которая переходит в дискурс памяти как акцентирование необходимости уяснения того, что без понимающей работы с прошлым невозможна работа философского самосознания. В центр исследования ставится диалектика памяти и самосознания в ситуации виновности и прощения. Отмечается, что Рикёр проблематизирует
виновность по отношению к прошлому в экзистенциальном смысле как пограничную ситуацию. Для него это проблема обращения человека с собой, конституирования идентичности, осознания себя как того, кто что-то может и хочет. Работа памяти как работа самосознания и преодоление виновности становится путем к моральному обществу, как и для Ясперса, она выступает основанием коммуникации и жизни в истине, коммуникации «заботы» о себе и других.