Путь к эстетике романтизма: Жан Поль
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-5-86-96Ключевые слова:
Жан Поль, романтизм, эстетика, искусство, поэзия, подражание, фантазия, гений, инстинкт бессознательногоАннотация
В своей «Приготовительной школе эстетики» немецкий писатель Жан Поль (Рихтер) заложил определенный фундамент эстетики немецкого романтизма путем анализа основных принципов поэзии, понимаемой как художественное слово вообще. Отталкиваясь от «Поэтики» Аристотеля, он утверждает, что поэзия – это прекрасное (равно «духовное») подражание природе, как внешней (чувственно воспринимаемой), так и внутренней (духовно осознаваемой). В результате это «подражание», по существу, предстает преображением действительности. Значимую роль поэтому в создании поэтического произведения играют воображение и фантазия, или «образная сила». Жан Поль различает ступени фантазии: простое восприятие, талантливое творчество и гениальное созидание. Гений – высшая ступень фантазии – обладает двумя феноменами: божественным инстинктом бессознательного и рассудительностью. Именно гений способен к созданию романтической поэзии на основе указанных феноменов. Немецкий предромантик сравнивает две поэтические эпохи: древнегреческую, для которой характерны пластичность, красота (идеал), светлый покой и нравственная грация, и современную (романтическую), суть которой проявляется в христианском характере, возвышенном, красоте бесконечного, в чудесном, волшебном, призрачном мире духов, явленных душе воспринимающего субъекта путем особой организации художественного текста.