Путь к эстетике романтизма: Жан Поль

Авторы

  • В.В. Бычков Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-5-86-96

Ключевые слова:

Жан Поль, романтизм, эстетика, искусство, поэзия, подражание, фантазия, гений, инстинкт бессознательного

Аннотация

В своей «Приготовительной школе эстетики» немецкий писатель Жан Поль (Рихтер) заложил определенный фундамент эстетики немецкого роман­тизма путем анализа основных принципов поэзии, понимаемой как ху­дожественное слово вообще. Отталкиваясь от «Поэтики» Аристотеля, он утверждает, что поэзия – это прекрасное (равно «духовное») подражание природе, как внешней (чувственно воспринимаемой), так и внутренней (ду­ховно осознаваемой). В результате это «подражание», по существу, пред­стает преображением действительности. Значимую роль поэтому в созда­нии поэтического произведения играют воображение и фантазия, или «образная сила». Жан Поль различает ступени фантазии: простое восприя­тие, талантливое творчество и гениальное созидание. Гений – высшая сту­пень фантазии – обладает двумя феноменами: божественным инстинктом бессознательного и рассудительностью. Именно гений способен к созда­нию романтической поэзии на основе указанных феноменов. Немецкий предромантик сравнивает две поэтические эпохи: древнегреческую, для ко­торой характерны пластичность, красота (идеал), светлый покой и нрав­ственная грация, и современную (романтическую), суть которой проявляется в христианском характере, возвышенном, красоте бесконечного, в чудес­ном, волшебном, призрачном мире духов, явленных душе воспринимающе­го субъекта путем особой организации художественного текста.

Опубликован

2023-05-31

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2023. Путь к эстетике романтизма: Жан Поль. Вопросы философии. 5 (May 2023), 86–96. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-5-86-96.