К вопросу формирования математической онтологии: историко-философский аспект
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-5-5-15Ключевые слова:
история становления математической физики, метафизика, математика, физика, пифагореизм, платонизм, аристотелизм, метафизика светаАннотация
Статья посвящена историко-философскому рассмотрению применимости математики в физическом мире. Анализ конкретных работ естествоиспытателей прошлого показывает, что известный тезис философии Аристотеля о невозможности применения математики в «подлунном» мире требует корректировки. Большинство естествоиспытателей до времени Галилея несомненно принадлежали к числу аристотелианцев. Принимая в философии Аристотеля качественную изменчивость «подлунного» мира, при обращении к физике они вводили, начиная с Птолемея, возможность и математического описания мира. Одной из основных установок, пусть и неявно используемой, при этом был принцип «проецирования закона небес на землю». Его применение варьировалось в зависимости от авторской концепции. Философия Аристотеля запрещала применение законов математики в мире физики, более конкретно, в так называемом «подлунном мире». Это было связано с тем, что в данной области бытия превалируют четыре первоэлемента – огонь, воздух, земля и вода, подверженные непрерывному изменению, возникновению и уничтожению. С точки зрения Аристотеля, их изменчивость никак не могла быть описана в рамках математического подхода. Эти изменения носят качественный характер, и эту качественность и должна отображать квалитативная физика. Его квалитативный проект противостоял пифагорейской и платоновской традиции, которая допускала применение математики в физическом мире. Господствующее положение на протяжении истории тем не менее занимала именно философия Аристотеля. Внимательный анализ естественнонаучных работ ученых, которые придерживались аристотелевской точки зрения, показывает, что большинство из них допускали возможность применения математики в мире физическом