Оппозиционный аутентизм Ли Чжи: альтернатива концептуальной контрадикторности
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-4-167-176Ключевые слова:
Ли Чжи, Мин, неоконфуцианство, синь-сюэ, Ван Ян-мин, Тайчжоуская школа, Фэнь-шу, подлинность, аутентизм, контрадикторность, критика.Аннотация
В статье предлагается и обосновывается правомерность характеристики философских взглядов неоконфуцианского мыслителя Ли Чжи (1527–1602) как «оппозиционного аутентизма», ядром которого является представление о подлинности как высшей ценности, причем определяется эта подлинность главным образом оппозиционно, путем противопоставления подлинного неподлинному. Основой исследования стали 73 эссе мыслителя, вошедшие в его главный труд – «Книгу для сожжения» («Фэнь-шу»): в качестве доказательства приведены цитаты из таких произведений, как «Толкование детского сердца» («Тун-синь шо»), «Толкование разнородных [спектаклей]» («Цза-шо»), «Суждения о Хэ Синь-ине» («Хэ Синь-инь лунь»), «Предисловие к “Разбору ‘[Трактата Учителя] Лао’” Цзы-ю» («Цзы-ю цзе-Лао сюй»), «Прения о статуях трех махасаттв» («Сань да-ши сян и»), «Толкование полостности и наполненности» («Сюй-ши шо»). Отмечается, что философ критикует как неподлинные и концепции, которые расходятся с действительностью, и элементы реальности, не соответствующие разделяемым им концепциям: что видно, в частности, на примере эссе «Суждения о навях и духах» («Гуй-шэнь лунь») и «Толкование четырех “нельзя”» («Сы-у шо»). Кроме того, критикуются утверждения ряда современных исследователей (Р. Хэндлер-Шпиц, Ли Хуэй-и) о намеренной противоречивости взглядов Ли Чжи в связи с его отношением к конфуцианским канонам, эмоциям и чувствам и их проявлениям в различных сферах жизни, сыновней почтительности и мученической смерти. Высказывается предположение, что склонность к констатации концептуальной контрадикторности Ли Чжи в актуальной научной историографии может быть объяснена недостаточным объемом проанализированного исследователями текста, следованием стереотипным оценкам прошлого, а также стремлением экзотизировать либо актуализировать взгляды мыслителя.