Оппозиционный аутентизм Ли Чжи: альтернатива концептуальной контрадикторности

Авторы

  • Н.В. Руденко Институт востоковедения РАН, Москва, 107031, ул. Рождественка, д. 12.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-4-167-176

Ключевые слова:

Ли Чжи, Мин, неоконфуцианство, синь-сюэ, Ван Ян-мин, Тайчжоуская школа, Фэнь-шу, подлинность, аутентизм, контрадикторность, критика.

Аннотация

В статье предлагается и обосновывается правомерность характеристики философских взглядов неоконфуцианского мыслителя Ли Чжи (1527–1602) как «оппозиционного аутентизма», ядром которого является представление о подлинности как высшей ценности, причем определяется эта подлин­ность главным образом оппозиционно, путем противопоставления подлин­ного неподлинному. Основой исследования стали 73 эссе мыслителя, вошед­шие в его главный труд – «Книгу для сожжения» («Фэнь-шу»): в качестве доказательства приведены цитаты из таких произведений, как «Толкование детского сердца» («Тун-синь шо»), «Толкование разнородных [спектаклей]» («Цза-шо»), «Суждения о Хэ Синь-ине» («Хэ Синь-инь лунь»), «Предисло­вие к “Разбору ‘[Трактата Учителя] Лао’” Цзы-ю» («Цзы-ю цзе-Лао сюй»), «Прения о статуях трех махасаттв» («Сань да-ши сян и»), «Толкование по­лостности и наполненности» («Сюй-ши шо»). Отмечается, что философ критикует как неподлинные и концепции, которые расходятся с действи­тельностью, и элементы реальности, не соответствующие разделяемым им концепциям: что видно, в частности, на примере эссе «Суждения о навях и духах» («Гуй-шэнь лунь») и «Толкование четырех “нельзя”» («Сы-у шо»). Кроме того, критикуются утверждения ряда современных исследователей (Р. Хэндлер-Шпиц, Ли Хуэй-и) о намеренной противоречивости взглядов Ли Чжи в связи с его отношением к конфуцианским канонам, эмоциям и чувствам и их проявлениям в различных сферах жизни, сыновней по­чтительности и мученической смерти. Высказывается предположение, что склонность к констатации концептуальной контрадикторности Ли Чжи в ак­туальной научной историографии может быть объяснена недостаточным объемом проанализированного исследователями текста, следованием сте­реотипным оценкам прошлого, а также стремлением экзотизировать либо актуализировать взгляды мыслителя.

Опубликован

2023-04-30

Выпуск

Раздел

Философы России о Китае и китайской философии

Как цитировать

[1]
2023. Оппозиционный аутентизм Ли Чжи: альтернатива концептуальной контрадикторности. Вопросы философии. 4 (Apr. 2023), 167–176. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-4-167-176.