Уроки философии и вопросы философского образования в творчестве Габриэля Марселя

Авторы

  • Ф.И. Гусейнов Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, 117997, Стремянный пер., д. 36; Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, ул. 2-я Бауманская, д. 5.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-4-81-92

Ключевые слова:

философия, преподавание, философ в обществе, интер­субъективность, экзистенция, трансцендентность, встреча, проблема и та­инство, абстрактное и конкретное, универсальное и массовое, философский опыт

Аннотация

Статья посвящена выявлению форм преподавания философии и характер­ных ошибок при обучении в трактовке французского католического фило­софа и драматурга Габриэля Марселя (1889–1973). Место и влияние фило­софии в живом пространстве культуры не было, как известно, статичным, постоянным. В разные эпохи ее называли то царицей, то служанкой, и ее восприятие как собственно философами, так и просто образованными и ма­лообразованными людьми менялось, как менялись и формы «уроков мудро­сти». Cегодня позиции философии в мире оставляют желать лучшего, во­прос о ее значении, месте и роли в современном обществе оказывается дискуссионным, а преподавание философии и обучение философствованию проблематизируются. Вопросы форм преподавания философии и характер­ные ошибки при обучении теснейшим образом связаны с определением сущности философии и роли философа в обществе. Габриэль Марсель утверждает, что философия предполагает открытость к другим и единство людей на основе восхождения к трансцендентному. Для анализа этих тем мыслитель вводит понятия интерсубъективности, философского опыта и др., различает понятия проблемы и таинства. Философ призван к глубокому анализу основ и перспектив современного мира. Эти определения становят­ся радикально актуальными в эпоху, в которой открылись возможности ядерного самоубийства человечества, и философ не может оставаться в сто­роне, сохраняя неангажированность. А значит, приходит к выводу Марсель, и преподавание философии следует основывать на открытости, вовлечен­ности и интеграции людей, передавая им «пламя, а не пепел»

Опубликован

2023-04-30

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2023. Уроки философии и вопросы философского образования в творчестве Габриэля Марселя. Вопросы философии. 4 (Apr. 2023), 81–92. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-4-81-92.