Уроки философии и вопросы философского образования в творчестве Габриэля Марселя
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-4-81-92Ключевые слова:
философия, преподавание, философ в обществе, интерсубъективность, экзистенция, трансцендентность, встреча, проблема и таинство, абстрактное и конкретное, универсальное и массовое, философский опытАннотация
Статья посвящена выявлению форм преподавания философии и характерных ошибок при обучении в трактовке французского католического философа и драматурга Габриэля Марселя (1889–1973). Место и влияние философии в живом пространстве культуры не было, как известно, статичным, постоянным. В разные эпохи ее называли то царицей, то служанкой, и ее восприятие как собственно философами, так и просто образованными и малообразованными людьми менялось, как менялись и формы «уроков мудрости». Cегодня позиции философии в мире оставляют желать лучшего, вопрос о ее значении, месте и роли в современном обществе оказывается дискуссионным, а преподавание философии и обучение философствованию проблематизируются. Вопросы форм преподавания философии и характерные ошибки при обучении теснейшим образом связаны с определением сущности философии и роли философа в обществе. Габриэль Марсель утверждает, что философия предполагает открытость к другим и единство людей на основе восхождения к трансцендентному. Для анализа этих тем мыслитель вводит понятия интерсубъективности, философского опыта и др., различает понятия проблемы и таинства. Философ призван к глубокому анализу основ и перспектив современного мира. Эти определения становятся радикально актуальными в эпоху, в которой открылись возможности ядерного самоубийства человечества, и философ не может оставаться в стороне, сохраняя неангажированность. А значит, приходит к выводу Марсель, и преподавание философии следует основывать на открытости, вовлеченности и интеграции людей, передавая им «пламя, а не пепел»