Экологическое мышление в формировании цивилизационных ориентаций российского общества цифровой эпохи
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-4-48-59Ключевые слова:
цифровая эпоха, экологическое мышление, цивилизация, цивилизационные перспективы, инновации, социоприродное взаимодействие, экологическое образование, мировоззренческая парадигма, утопические подходы, коэволюционное единство человека, общества и природыАннотация
В последние годы все шире обсуждаются проблемы современного цивилизационного выбора нашей страны. При этом наименьшее участие в этих обсуждениях принимают проекты, обращающие внимание на природные составляющие, влияющие на формирование новых цивилизационных ориентаций. И это объяснимо. Мы живем в условиях нарастания разрыва между научно-технической и гуманитарно-социальной составляющими развития современного общества, стремительного становления новой цифровой эпохи, создаваемой возросшим научно-техническим могуществом человека. Эта эпоха привела к возникновению глобальных информационных сетей, сделавших возможными глобальные коммуникации, что принципиально изменяет форму организации современного общества. Концепция становления подобной цифровой эры разносторонне разрабатывалась в трудах Д. Белла, Э. Тоффлера, М. Кастельса, М. Маклюэна и многих других современных исследователей. В работе рассмотрена роль экологического мышления в формировании цивилизационных ориентаций российского общества цифровой эпохи. Раскрыто значение становления экологически ориентированного мышления для преодоления рисков и опасностей этого пути, для существенных трансформаций формирования цивилизационных ориентаций нашей страны. Рассмотрены исторические предпосылки возникновения экологических подходов. Сформулированы цивилизационные перспективы функционирования экологического мышления в современных условиях. Доказано, что экологическое мышление, ведущее к формированию широкой экологической культуры, выполняет важнейшую стратегическую задачу нашего времени – становление в нашей стране экоориентированной цивилизационной установки ее развития.