Китайские исследования в области российской (советской) философии науки и техники
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-3-33-46Ключевые слова:
Китай, Россия, вопросы философии естествознания, философия наукиАннотация
С начала 1950-х г. первое поколение китайских ученых, изучавших «Диалектику природы» Энгельса, занималось философскими проблемами естествознания в фарватере разработок советской философии. Это было продиктовано необходимостью обслуживания потребностей национальной политики и задачами выработки в КНР философской теоретической системы. Плоды такого сотрудничества заметно повлияли на теоретическое построение и развитие «диалектики природы в Китае». В течение последних 70 лет китайские ученые неотрывно наблюдали за развитием советской философии естествознания и ее последующих теоретических ответвлений, используя методы сравнительного анализа применительно к историческому контексту их существования. Философия науки и техники зародилась в Советском Союзе и развивается в Российской Федерации на почве русской научной культуры, которая содержит в себе «ген» материалистической диалектики (как, впрочем, и «мутации», возникшие в результате противодействия этому гену). Как отрасль знания философия науки и техники претерпела эволюцию от русской натурфилософии к советской философии естествознания, прошла путь становления советской (и позже – российской) философии науки, философии техники, а также такого перспективного исследовательского направления, как «наука, технология и общество». Философия науки и техники в России заслуживает того, чтобы международное научное сообщество изучало ее, исследовало и перенимало ее опыт, а также по возможности вносило свой посильный вклад в «науковедение и техниковедение в России (СССР)» и в изучение направления «наука, технология и общество» в России (российский аналог исследовательского направления “Science, technology, society”, STS)