Сотериология индуистской тантрической садханы Часть II
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-2-190-200Ключевые слова:
индуистский тантризм, сотериология, садхана, упаи, шададхван, ачара.Аннотация
Статья продолжает тему сотериологии тантрической садханы и посвящена анализу стадий духовного тантрического пути. В зависимости от конкретного текста или школы могут быть выделены разные этапы такого пути,
хотя их никогда не бывает меньше трех. Мы анализируем духовный путь тантры, состоящий из 3, 4, 5, 6 и 7 ступеней. Три стадии практики рассматривает Сатьянанда Сарасвати (очищение, «вдохновение», соединение). О трех стадиях говорится и в сахаджийском трактате «Ожерелье бессмертия» Мукундадасы (XVII в.). Пять иерархических уровней освобождения отмечает Бхаскарарая (XVIII в.), сводя их к трем «градам», или этапам пути (благочестивая жизнь, почитание высшего «Я» и почитание недифференцированного Абсолюта). Кашмирский шиваизм разрабатывает систему четырех «средств», одно из которых (так называемое «несредство», разбивающееся в свою очередь на два вида) противостоит остальным. Г. Кавирадж развивает мысль о четырех стадиях духовного пути (косвенное знание «я», удаление сомнений, прямое знание и узнавание). Пять стадий процесса развития знает «Сваччханда-тантра». Встречается в тантризме и модель шести путей (шададхван), которую уместно рассматривать в контексте идеи правритти-нивритти. Краткий обзор «шести путей» приводит Махешварананда (XIV в.). Само понятие ступеней пути может идти вразрез с монистическими позициями ряда тантрических школ (трика), размышляющих о мгновенности освобождения, однако любой такой мгновенности предшествует долгая подготовительная работа. Есть и другой вариант «шести путей» («Йогини-хридая») как ступеней духовного развития и углубление уровней тантрической герменевтики. Наконец, семеричная модель развития (ачара) включает иерархизацию различных духовных систем и фактически означает уровни развития отдельно взятой личности.