Феномен «вернакулярного»: между «родными курами», архитектурной «причудливостью» и «живой религиозностью»
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-2-121-131Ключевые слова:
философское религиоведение, вернакулярные языки, вернакулярная религия, народное предание, фольклор.Аннотация
В статье исследуется развитие представлений о феномене «вернакулярного» в лингвистике, градостроительстве и философском религиоведении. Специальное внимание уделяется «живой религиозности», манифестируемой в личных и групповых представлениях и практиках, закрепленных в языке. Преемственность данных представлений прослеживается с античной традиции, начиная с первых письменных употреблений слова «vernaculum» в текстах Плавта, Цицерона и Варрона для обозначения «домашнего», «родного», «отечественного», соотносимого с «вселенским» как «римским». В эпоху Возрождения термин приобретает новые коннотации, связанные, с одной стороны, с формированием национальных государств и переводов Библии на «вернакулярные» (простонародные, местные) языки, а, с другой стороны, идеализацией цицероновского Рима, наполненного «необъяснимым столичным ароматом», символически
переносимой на образующиеся в мире новые центры влияния. В XIX в. исследователи выделяют субкультуру национального «фольклора» («народная мудрость»), которая могла отождествляться с «народной религией», противопоставляясь (как «низкая») официальной «религии богословов», как «высокой». В поисках преодоления негативных коннотаций при описании таких «народных» форм проявления религии в этнографии и фольклористике формулируется концепт «вернакулярная религия», призванный корректно отразить динамизм фактической религиозной жизни, включающей как «церковные», так и «внецерковные» формы религиозности. Отмечается перспективность применения термина «частная религия», предложенного А.А. Панченко, позволяющего избегать стереотипных оппозиций официального и народного, как
«чистого» и «испорченного», присутствующих и сегодня в сохраняющих отрицательные коннотации терминах «секта», «язычество», «суеверие», «отщепенцы», враги «господствующей религии» и т.п.