Докинз, мораль и религия Часть II. Проблема вагонетки
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-2-98-110Ключевые слова:
новый атеизм, эволюционная этика, утилитаризм, христианская антропология, единство человеческой природы.Аннотация
Стремясь обосновать принципиальную арелигиозность морали и аморальность религии, Ричард Докинз развивает довод от универсальной нравственной способности, имеющей эволюционный генезис и потому присущей людям, независимо от их религиозных убеждений. В книге «Бог как иллюзия» (2006 г.) он использует итоги мысленного эксперимента, проведенного М. Хаузером и П. Сингером, которые первыми выдвинули этот довод, показав, что их опыт не выявил заметных различий в образе морального мышления у верующих и атеистов. Цель статьи – дать критический анализ этого аргумента, как основанного на ложной презумпции. Она сводится к противопоставлению: или нравственность возникла в ходе естественной эволюции, и тогда религия не имеет к ней существенного отношения, или нравственность есть сверхъестественный дар Бога, и тогда к ней не имеет отношения эволюция. Автор доказывает, что результаты проведенного опыта не дают основания для тех идеологических выводов, которые строят на них эти поборники атеизма.