Докинз, мораль и религия Часть II. Проблема вагонетки

Авторы

  • А.В. Карабыков Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, 295007, просп. Академика Вернадского, д. 4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-2-98-110

Ключевые слова:

новый атеизм, эволюционная этика, утилитаризм, христи­анская антропология, единство человеческой природы.

Аннотация

Стремясь обосновать принципиальную арелигиозность морали и амораль­ность религии, Ричард Докинз развивает довод от универсальной нрав­ственной способности, имеющей эволюционный генезис и потому прису­щей людям, независимо от их религиозных убеждений. В книге «Бог как иллюзия» (2006 г.) он использует итоги мысленного эксперимента, прове­денного М. Хаузером и П. Сингером, которые первыми выдвинули этот до­вод, показав, что их опыт не выявил заметных различий в образе морально­го мышления у верующих и атеистов. Цель статьи – дать критический анализ этого аргумента, как основанного на ложной презумпции. Она сво­дится к противопоставлению: или нравственность возникла в ходе есте­ственной эволюции, и тогда религия не имеет к ней существенного отноше­ния, или нравственность есть сверхъестественный дар Бога, и тогда к ней не имеет отношения эволюция. Автор доказывает, что результаты проведен­ного опыта не дают основания для тех идеологических выводов, которые строят на них эти поборники атеизма.

Опубликован

2023-02-28

Выпуск

Раздел

Философия, культура, общество

Как цитировать

[1]
2023. Докинз, мораль и религия Часть II. Проблема вагонетки. Вопросы философии. 2 (Feb. 2023), 98–110. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-2-98-110.