Теория познания Льва Выготского. Выготский Л.С. Психология и теория познания / Подготовка текста, публикация и примечания А.Д. Майданского

Авторы

  • А.Д. Майданский Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, 308015, ул. Победы, д. 8.
  • О.Г. Кравцов осковский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, Москва, 117997, ул. Академика Волгина, д. 12.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-2-42-59

Аннотация

Статья посвящена исследованию рукописи Л.С. Выготского «Психология и теория познания» в контексте развития его теоретико-методологических и психологических идей. Исходную версию работы можно с высокой уве­ренностью датировать 1932 г. На характере изложения материала и особен­но финальной правки сказалась начавшаяся идеологическая кампания про­тив ведущих детских психологов, в том числе и Выготского. Он попытался выстроить защиту при помощи обильного цитирования рукописей Ленина и Маркса, довольно своеобразно толкуя их слова. Так, указанное Марксом отличие человека от животного Выготский проецирует на процесс умствен­ного развития ребенка. Общим критерием этого развития Выготский делает «ступени выделения ребенка из действительности», начиная с акта само­сознания и формирования «нерасчлененных представлений» об отдельных
вещах в окружающем мире. Выготский признает принципиальное соответ­ствие истории познания человечества и истории умственного развития
ребенка, но с существенной оговоркой относительно специфики психологи­ческих форм, в которых ребенок осваивает культурное наследие. Крити­куются два альтернативных решения проблемы умственного развития ре­бенка – натуралистическое (Ж. Пиаже) и субъективистское (Г. Фолькельт). В культурно-исторической концепции Выготского развитие мышления – процесс по природе своей социальный. Натуральные психические функции не вытесняются культурными, как полагал Пиаже, но подчиняются им, пере­ключаясь в культурные (знаково-символические) режимы работы. Эта «ин­струментальная» часть учения Выготского, как и новое учение о «динами­ческих смысловых системах», остались в его рукописи за кадром; меж тем они играют важную роль в его психологической теории познания. Вставки в квадратных скобках принадлежат публикатору, сохранена авторская пунк­туация.

Опубликован

2023-02-28

Выпуск

Раздел

Философия и наука

Как цитировать

[1]
2023. Теория познания Льва Выготского. Выготский Л.С. Психология и теория познания / Подготовка текста, публикация и примечания А.Д. Майданского. Вопросы философии. 2 (Feb. 2023), 42–59. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-2-42-59.