Теория познания Льва Выготского. Выготский Л.С. Психология и теория познания / Подготовка текста, публикация и примечания А.Д. Майданского
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-2-42-59Аннотация
Статья посвящена исследованию рукописи Л.С. Выготского «Психология и теория познания» в контексте развития его теоретико-методологических и психологических идей. Исходную версию работы можно с высокой уверенностью датировать 1932 г. На характере изложения материала и особенно финальной правки сказалась начавшаяся идеологическая кампания против ведущих детских психологов, в том числе и Выготского. Он попытался выстроить защиту при помощи обильного цитирования рукописей Ленина и Маркса, довольно своеобразно толкуя их слова. Так, указанное Марксом отличие человека от животного Выготский проецирует на процесс умственного развития ребенка. Общим критерием этого развития Выготский делает «ступени выделения ребенка из действительности», начиная с акта самосознания и формирования «нерасчлененных представлений» об отдельных
вещах в окружающем мире. Выготский признает принципиальное соответствие истории познания человечества и истории умственного развития
ребенка, но с существенной оговоркой относительно специфики психологических форм, в которых ребенок осваивает культурное наследие. Критикуются два альтернативных решения проблемы умственного развития ребенка – натуралистическое (Ж. Пиаже) и субъективистское (Г. Фолькельт). В культурно-исторической концепции Выготского развитие мышления – процесс по природе своей социальный. Натуральные психические функции не вытесняются культурными, как полагал Пиаже, но подчиняются им, переключаясь в культурные (знаково-символические) режимы работы. Эта «инструментальная» часть учения Выготского, как и новое учение о «динамических смысловых системах», остались в его рукописи за кадром; меж тем они играют важную роль в его психологической теории познания. Вставки в квадратных скобках принадлежат публикатору, сохранена авторская пунктуация.