Грамматика и ритуалистика в индийской теоретической культуре и западный идеал «чистой теории»: межкультурный подход
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-2-15-26Ключевые слова:
грамматика, лингвистика, санскрит, ритуалоцентризм, звукоцентризм, теория, теоретическая культура, наука, межкультурный подход, Запад, Индия, индоевропейский субстрат, динамическая картина реальностиАннотация
В статье раскрывается межкультурное значение влияния, которое оказала грамматика санскрита Панини (ок. IV в. до н.э.) на становление западной лингвистики – общей теории языка, сравнительно-исторического языкознания и других сравнительных дисциплин, а также порождающей грамматики, структурализма и формализма. Речь идет о конкретном вкладе индийского теоретического знания в ряд важнейших направлений западной науки и философии. В самой древней Индии генезис грамматического, лингвистического дискурса был тесно связан с брахманистской рефлексией ведийских жертвоприношений, носившей характер ритуалоцентризма (ритуал как модель деятельности и поведения в условиях неустойчивого противостояния сил хаоса и порядка) и звукоцентризма (приоритета звуковой трансмиссии знания). Ритуало- и звукоцентрические теории автор статьи связывает с концептуальным выражением динамического характера реальности, средствами «совершенного языка» – санскрита. То, что в древней Индии грамматика Панини была частью «программного обеспечения» ритуалистических дискурсивных практик, вносит новые перспективы в исследования генезиса теоретического знания. В противоположность гипотезе о возникновении науки и философии в древней Греции под влиянием идеала «чистой теории», открывается возможность изучать формирование теоретической культуры, в частности принципов научного знания, в рамках рефлексии религиозного праксиса (гипотеза Фрица Сталя). Это может актуализировать переосмысление «семейных отношений» западной цивилизации с индийской культурой и обогатить возможности их самопознания введением межкультурной перспективы.