Жизнеописания монахов в японской буддийской словесности и «Собрание стародавних повестей»

Авторы

  • М.В. Бабкова Институт востоковедения РАН, Москва, 107031, ул. Рождественка, д. 12; Школа актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, 119606, просп. Вернадского, д. 82, стр. 9.
  • Н.Н. Трубникова Институт логики, когнитологии и развития личности, Москва, 129110, просп. Мира, д. 70А, стр. 2, оф. 41; Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1; Школа актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, 119606, просп. Вернадского, д. 82, стр. 9.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-1-174-185

Ключевые слова:

японский буддизм, жанры буддийской словесности, жизнеопи­сания монахов, «Гэнко: сякусё», «Кондзяку моногатари-сю:», «Хоккэ гэнки»

Аннотация

Традицию «жизнеописаний достойных монахов» японские буддийские настав­ники восприняли из Китая и разрабатывали в разных сочинениях, в том числе в сборниках поучительных рассказов сэцува. В монашеских биографиях выде­ляются три составляющие: путь Будды, заново проходимый его последова­телем; роль монаха в истории страны; опыт подвижничества, позволяющий от­нести монаха к одной из категорий внутри общины (толкователь учения, чудотворец, милосердный помощник страждущим и др.). Жанр жизнеописа­ний отчасти пересекается с другими жанрами: историями о чудесах и о по­смертном воздаянии; один и тот же рассказ в зависимости от контекста может тяготеть к одному из этих жанров. «Буддийские записи годов Гэнко:» («Гэнко: сякусё», 1322 г.) содержат около 400 биографий подвижников, распределенных по категориям, и то, какие категории оказались в этом своде самыми обширны­ми – в частности, жизнеописания чудотворцев, – позволяет судить об источни­ках, которые использовал или хотя бы учитывал составитель. Одним из таких источников стало «Собрание стародавних повестей» («Кондзяку моногатари-сю:», 1120-е гг.), свод поучительных рассказов, позволяющий на нескольких рядах примеров проследить структуру жизнеописаний в их отличии от текстов смежных жанров. В свою очередь, многие рассказы, вошедшие в это собрание, восходят к «Запискам о чудесах Лотосовой сутры» («Хоккэ гэнки», 1040-е гг.), и сопоставление двух памятников показывает, как при смене контекста история чуда может стать историей человека, пережившего чудо, то есть приобрести черты жизнеописания.

Опубликован

2023-01-31

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2023. Жизнеописания монахов в японской буддийской словесности и «Собрание стародавних повестей». Вопросы философии. 1 (Jan. 2023), 174–185. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-1-174-185.