«Картезианский платонизм» Генри Мора и его переписка с Р. Декартом (1648–1649 гг.)
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-1-125-135Ключевые слова:
Кембриджские платоники, Генри Мор, Рене Декарт, Республика ученых, неоплатонизм, картезианство, философия духаАннотация
В статье исследованы проблемы самого раннего влияния Декарта на современную ему английскую философию. Молодой преподаватель Кембриджа Генри Мор (1614–1687), в будущем признанный глава Кембриджской платонической школы, начинает преподавать механистическую философию Декарта в Колледже Христа в середине 40-х гг. и становится одним из самых ранних источников распространения картезианства в Британии. На данное время основное значение для прояснения характера «картезианства» Мора имеет его обмен письмами с Декартом. Если ответы французского мыслителя были опубликованы на русском языке, то письма английского философа известны в отечественных исследованиях лишь частично. К этой стороне профессиональной биографии Мора можно отнести также и часть его переписки с Энн Конвей (1630–1679), с которой он обсуждает философию Декарта. Статья знакомит читателя с историческими обстоятельствами становления Кембриджской школы и ее «созвездия», ранней эволюцией мировоззрения Г. Мора в сторону картезианства и возникновением противоречий, которые Мор называет «затруднениями при чтении Декарта». В этой статье мы исследуем первое из писем Мора Декарту под новым углом зрения, а именно в связи с собственной теологией Мора на конец 40-х – начало 50-х гг. XVII в., сформулированной им в одном из писем к Энн Конвей. Результаты исследования проявляют главную интенцию философии Мора – попытку синтеза классического неоплатонизма и философии Декарта.