Цифровизация обучения: восприятие студентами дистанционного обучения и рисков
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-1-115-124Ключевые слова:
цифровизация, виртуальная реальность, студенчество, дистанционное обучение, социогуманитарные риски, восприятие процессов цифровизации, цифровые технологии.Аннотация
Важной составляющей междисциплинарного обсуждения технологической трансформации общества является дигитализация обучения студентов вузов, ускорившаяся в условиях пандемии и вызвавшая противоречивые оценки ввиду многочисленных проблем ее реализации. Пока не сложилось общее мнение о соотношении возможностей дистанционного обучения и связанных с ним социогуманитарных рисках, влияющих на идентичность и мировосприятие современного студенчества – поколения digital natives. В статье идет речь о восприятии студенчеством плюсов и минусов цифровых технологий, осознании влияния новых технических средств на отдельного студента и общество в целом. Анализ осуществляется посредством методологической рефлексии социологических данных опросов студенчества, проведенных в Беларуси в 2021–2022 гг. Был выявлен разный когнитивный потенциал методов онлайн-опроса и свободного интервью: во втором случае имелась возможность комментировать и дополнять сами вопросы, тогда как при использовании онлайн-опроса в случае затруднений студенты предпочитали просто не отвечать. Выявленные тенденции ставят вопрос о поиске новых методов работы со студентами, которые позволят им более глубоко осознавать проблемы цифровизации