Онтология музыкального смысла

Авторы

  • Е.В. Косилова Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, 119991, Ленинские горы, д. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-1-52-62

Ключевые слова:

онтология музыки, феноменология музыки, музыкальный смысл, музыкальная идея, язык, интенциональный предмет, идеальный предмет, третий мир, Э. Гуссерль, Р. Ингарден, М. Бонфельд

Аннотация

Статья посвящена изучению феномена музыкального смысла. Что означает понять музыку? Это означает схватить смысл, который имеет чисто музы­кальный характер. В статье приводится обоснование того, что музыка – не язык. Язык «прозрачен»: при коммуникации его свойства не обращают на себя специального внимания. Музыка же обращает внимание на саму се­бя. Ее конвенциональность незначительна. В статье приводятся примеры музыкальных произведений, исполненных по-разному, по-разному аранжи­рованных, по-разному интерпретированных, переведенных из одного лада в другой, и везде ставится вопрос, в чем заключается музыкальный смысл произведения. Предлагается ответ: он состоит в рисунке мотива, передаю­щем последовательность интервалов и ритм. Рассматривается также более свободная музыкальная идея, которая состоит в некоей общей структуре последовательности интервалов. Исходя из этих соображений, ставится во­прос, в чем природа музыкального смысла. Музыка, безусловно, является интенциональным предметом. При этом музыкальный смысл имеет идеаль­ный характер, подобный характеру математики и логики. Собственно, по­нять музыкальный мотив означает понять «логику» его развития. Р. Ингар­ден считает, что музыкальное произведение не идеально, потому что возникает в определенный момент. Я указываю, что математические сущ­ности также открываются в определенный момент истории, но при этом идеальны. Проводится связь с «третьим миром» К. Поппера. Вводится по­нятие внутренней музыки. Таким образом, музыкальный смысл является одновременно как интенциональным, личностным, так и идеальным, об­щим для всех людей.

Опубликован

2023-01-31

Выпуск

Раздел

Философия, культура, общество

Как цитировать

[1]
2023. Онтология музыкального смысла. Вопросы философии. 1 (Jan. 2023), 52–62. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-1-52-62.