Пролегомены исследовательского образования
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-1-40-51Ключевые слова:
общество знаний, истина, исследовательское образование, генеративное обучение, генеративная дидактика, социокогнитивная структура, исследовательское поведение, трансформативные рамки обученияАннотация
Исследовательское образование является ключевым институтом общества знаний, инструментом его построения и развития. Его полноценное становление есть главнейшая задача наших дней, требующая раскрытия основывающих его начал. Работа суммирует результаты двадцатилетних исследований автора, позволяющих подойти к проблеме по существу. В качестве пролегомен исследовательского образования выделены и раскрыты следующие: связь обучения с истиной, генеративность обучения, фундаментальные принципы генеративной дидактики, социокогнитивная структура общества знаний. Показано, что отношение к истине определяет сущность исследовательского образования, в котором исследование понимается как поиск истины, является конститутивной основой поведения научно-исследовательского типа, предопределяет трансформативные рамки обучения. Рассмотрены истоки понятия генеративного обучения, его отличия от адаптивного, определена его роль как фундаментального условия возможности исследовательского образования. Установлены фундаментальные принципы генеративной дидактики – познавательная гибкость, познавательная генеративность, социокультурное взаимодействие обучения.