Загадочная религиозность М.Ю. Лермонтова
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-12-126-136Ключевые слова:
М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, религиозность, Бог, человек, судьба, провидениеАннотация
В статье выявляются характерные черты религиозно-философского мировоззрения М.Ю. Лермонтова, впервые открытые русскими мыслителями Серебряного века. Лермонтов считает, что божественное начало бытия заключено в человеке и представляет собой его глубинную сущность. Человек, который сумел наиболее полно раскрыть свою человеческую сущность, становится «высшей личностью», божественным существом, обладающим необычайным могуществом в отношении окружающего мира. В статье показано, что главный герой романа «Герой нашего времени» Печорин является такой «высшей личностью», он способен властвовать над судьбой и над обычными людьми. Особый характер отношений Печорина с судьбой наглядно показан Лермонтовым в последней части романа, названной «Фаталист». Детальный анализ этой части романа позволяет утверждать, что спор Печорина с сербом Вуличем по своей сути выражает борьбу воль двух героев. Именно Печорин, как более развитая «высшая личность», своей волей, своим почти божественным могуществом определяет судьбу Вулича и направляет его к неизбежной смерти. В статье показано, что представление о человеке, которое присутствует в романе «Герой нашего времени», можно найти в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»; позже оно становится основной философского мировоззрения Ф.М. Достоевского. Как и Лермонтов, Достоевский полагает, что Бог есть не что иное, как подлинная сущность человека, и для воли человека, полностью раскрывшего свою сущность, нет никаких ограничений в мире.
Загрузки
Опубликован
Версии
- 2025-02-07 (2)
- 2022-12-31 (1)