Полемика и популяризация: аспекты ранней рецепции Канта в России
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-12-105-113Ключевые слова:
И. Кант, Ф.В.Д. Снелль, А.С. Лубкин, П.С. Кондырев, русская философия, кантианство, философская рецепция, философское образование.Аннотация
Восприятие философии Канта в России в начале XIX в. было сфокусировано преимущественно на религиозно-этической проблематике, хотя не исключало и теоретико-познавательные вопросы. Поиски учебных пособий, которые бы адекватно и одновременно доступно знакомили студентов и образованную публику с основными идеями кантовской философской системы, привели двух профессоров Казанского университета, А.С. Лубкина и П.С. Кондырева, к учебнику по философии для начинающих Ф.В.Д. Снелля, немецкого философа-кантианца, педагога и популяризатора. Работа, которую они проделали при подготовке к изданию этого учебника на русском языке, не сводилась только к переводу, хотя и сам перевод философского текста потребовал скрупулезной терминологической работы, поскольку в русском языке эквивалентов для многих философских терминов еще просто не было. Каждый из переводчиков снабдил части учебника своими разъяснениями и дополнениями, причем наибольший интерес и полемические возражения вызвали части, посвященные моральной философии и философии религии. Критика Лубкина в адрес Снелля и, значит, в большинстве случаев Канта касается таких ключевых понятий и положений кантовской практической философии, как практический разум, цель моральных поступков, различение вещи и лица, категорический императив, чувство уважения к моральному закону и другие. Настоящим камнем преткновения для Лубкина стало решение Кантом проблемы отношения религии и морали и его выбор основания для нравственности. Лубкин предлагает фундировать мораль религией, а критерием моральности видит соответствие поступка Божественной воле.