Трансформации культурной идентичности в цифровую эпоху
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-12-84-94Ключевые слова:
культурная идентичность, цифровизация, глобализация, глокализация, культурная нейронаукаАннотация
В статье рассматриваются существующие определения культурной идентичности, показывается, что проблема культурной идентичности – это в первую очередь проблема демаркации «своего» и «чужого» в культуре, от решения которой зависит не только определение своей культурной принадлежности, но и своего отношения к другим культурам и их представителям. Авторы анализируют возможность решения ряда проблем культурной идентичности с помощью культурной нейронауки, демонстрируют недостатки этого подхода, которые не позволяют делать на его основании каких-либо значимых выводов, и показывают, что проблема современных кризисов и трансформаций культурной идентичности в ближайшее время будет продолжать решаться в ракурсе социокультурных исследований и в непосредственной социальной практике. По мнению авторов, новые вызовы культурной идентичности связаны с противостоянием глобализма и глокализма; оба этих вектора общественного развития интенсифицируются благодаря цифровым технологиям, которые делают возможными постоянные контакты различных культур в ранее недоступных масштабах. Неподготовленность пользователя цифровых коммуникаций к встрече с «чужим» является источником культурного шока и повышает риск конфликтов, которые могут выйти за пределы онлайн-коммуникаций. Цифровые коммуникации дают возможность мигрантам поддерживать постоянный контакт со «своей» культурой, находясь в «чужом» культурном пространстве, что усложняет их адаптацию на новом месте и ведет к «геттоизации». Авторы показывают, что разрешение потенциальных межкультурных конфликтов может осуществляться с помощью носителей транскультурных идентичностей: идентичностей людей, находящихся «на перекрестке» культур.
Загрузки
Опубликован
Версии
- 2025-02-07 (2)
- 2022-12-31 (1)