«Фауст-кантата» Альфреда Шнитке и философия полистилистики

Авторы

  • Чжи Ён Ли Институт российских исследований при Университете иностранных языков Хангук, Республика Корея, Сеул, Имун-ро, Донгдэмун-гу, 107.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-12-62-72

Ключевые слова:

Альфред Шнитке, «Фауст-кантата», Томас Манн, роман «Доктор Фаустус», русский музыкальный авангард, сериализм, полистили­стика, полифония

Аннотация

Для Альфреда Шнитке (1934–1998), представителя советского музыкально­го авангарда, история Фауста была жизнеопределяющим текстом. Особенно важную роль в его биографии сыграл роман «Доктор Фаустус» Томаса Манна, который стал своего рода энциклопедией жизни и творчества ком­позитора. В романе Манна отражена философия музыки писателя, на кото­рую большое влияние оказали размышления Теодора Адорно о современ­ной музыке. Шнитке считал главного героя романа Леверкюна своим музыкальным alter ego и на протяжении всей своей жизни следовал музы­кальным изысканиям этого выдуманного композитора. В данной статье параллельно описывается музыкальная эволюция главного героя романа Леверкюна и самого Шнитке. Советский композитор повторял процесс му­зыкальных поисков Леверкюна: главные характеристики и основные эле­менты музыки Шнитке, такие как сериализм, монограмма и полистилисти­ка, были точным отражением экспериментов Леверкюна. Рассматривая жанровые характеристики «Фауст-кантаты» Шнитке и анализируя ее музы­кальную и метамузыкальную структуру, автор статьи разъясняет сущность полистилистики композитора, а также его философию музыки. Для Шнитке музыка была не столько подражанием природным звукам, выражением че­ловеческих чувств и эмоций или представлением абсолютной гармонии, сколько некой знаковой системой, где осуществляется свободная переклич­ка музыкальных и внемузыкальных форм, присутствуют метамузыкальные размышления о музыкальных языках, игры разума на богатом музыкальном материале. Реализацией этой философии музыки Шнитке и явилась «Фа­уст-кантата» – вершина его музыкальной эволюции, совокупность полифо­нических голосов не только в искусстве, но и в жизни.

Опубликован

2022-12-31 — Обновлена 2025-02-07

Версии

Выпуск

Раздел

Философия, культура, общество

Как цитировать

[1]
2025. «Фауст-кантата» Альфреда Шнитке и философия полистилистики. Вопросы философии. 12 (Feb. 2025), 62–72. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-12-62-72.