Феноменология религии и когнитивное религиоведение
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-10-183-192Ключевые слова:
религиоведение, феноменология религии, когнитивное религиоведение, двухпроцессная модель, эволюция, Р. Отто, Ф. Хайлер, М. Элиаде, П. Буайе, С. Гатри.Аннотация
Феноменология религии и когнитивное религиоведение воспринимаются в научных кругах как две в корне различные стратегии изучения религии, так как редукционистский базис когнитивного религиоведения не согласуется с антиредукционизмом феноменологической традиции. Несмотря на эту разницу, в статье обосновывается идея, что у этих традиций есть
пересечения, наличие которых помогает по-новому взглянуть на изучение религии в прошлом и настоящем. Во-первых, это место, которое обе программы занимают в религиоведении, их претензия на то, чтобы быть ключевыми стратегиями для осмысления религии в целом. Во-вторых, это общность философского базиса: обе традиции идейно восходят к базовым принципам кантовской гносеологии. В-третьих, это эволюционизм, эксплицитно на нем строится вся система аргументации когнитивного религиоведения, имплицитно он присутствует во всех классических теориях феноменологов религии. В-четвертых, двухпроцессная модель, утверждающая существование двух процессов мышления, порождающих два соответствующих уровня религиозной жизни: интуитивный и рефлексивный. Наличие этих пересечений позволяет по-иному рассматривать логику изучения религии: разведение исследовательских стратегий по принципу редукционизм/антиредукционизм недостаточно эвристично. Делается вывод, что общность представлений о двух уровнях религии, разделяемая обеими традициями, подтверждает, что феноменологи и когнитивисты, двигаясь совершенно различными путями, по-видимому, открыли фундаментальную особенность «человеческого» измерения религиозной жизни.