Семантика и метасемантика в школе Ф. Брентано
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-10-166-175Ключевые слова:
семантика, философия языка, теория значения, теория коммуникации, школа Ф. Брентано, Ф. Брентано, А. Марти, А. Майнонг, Э. ГуссерльАннотация
В статье анализируется семантическое учение основных представителей школы Ф. Брентано и проясняются характерные особенности брентанистской философии языка. В первом разделе выявляются специфические черты функционального подхода Брентано к языку и отдельно рассматривается то, как Брентано определял коммуникативное значение выражений. Во втором разделе воспроизводится схема, в согласии с которой А. Марти исследовал языковую коммуникацию, а также подробно обсуждается метод дескриптивного анализа значений. На примере учения о внутренней языковой форме показывается, какое влияние дескриптивная психология оказывала на семантические исследования. На примере учения о содержании суждения демонстрируется, как Марти объяснял репрезентативные свойства выражений. В третьем разделе реконструируется семантическое учение А. Майнонга. Обсуждается, как Майнонг интерпретировал семиотику Э. Мартинака и как подходил к вопросу определения понятия значения. Отдельно разбирается проблема единства предложений, воспроизводится решение Майнонга. Показывается, какие изменения вносились Майнонгом в теорию значений и какое влияние на его семантическое учение оказала теория неполных предметов. Предлагается интерпретация и оценка позднего семантического учения Майнонга. Наконец, в четвертом разделе анализируется теория значения Э. Гуссерля. Показывается, что Гуссерль различал несколько смыслов понятия значения и основным считал тот, который позволяет отождествить понятие значения с понятием содержания. Обсуждаются уточнения, внесенные Гуссерлем в тезис об идеальности значений. Демонстрируется, что связанная с уточненным тезисом новая концепция анализа значений позволяет оценить семантическое учение Гуссерля как более универсальное, чем учение Майнонга.