Компьютерные игры – новые технологии гуманитарных наук?

Авторы

  • К.А. Очеретяный Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-10-154-165

Ключевые слова:

компьютерные игры, цифровая реальность, цифровая куль­тура, гуманитарные науки, гуманитарные технологии.

Аннотация

В статье высказывается гипотеза о возможности использования компьютер­ных игр в качестве инструмента социальных и гуманитарных наук (в част­ности, философских), которые в современном мире все чаще имеют дело с феноменами, практикой и коммуникативными актами, обусловленными цифровой реальностью. Рассматриваются возможные направления такого использования. Долгое время гуманитарные науки не обладали той разви­той технической инфраструктурой, которая имелась у наук технических. Словно и не нуждаясь в ней, они по большему счету опирались на неповто­римый и уникальный опыт, который в принципе не может быть технициро­ван и смоделирован, а должен быть скорее пережит, описан, интерпретиро­ван. Но сегодня общественная и гуманитарная реальность в большей мере продиктована цифрой и осуществляемыми ей трансформациями. Наша жизнь в значительной степени открыта новым типам взаимодействия, новым ти­пам объектов, новым субъективным состояниям, реальность которых вне цифры немыслима. Более того, ассоциируемая с контролем, порядком, про­зрачностью цифра вносит в социальную действительность значительную долю неопределенности. В этом смысле стирается граница между уни­кальным и обыденным, мыслимым экспериментом и полем общественно­го взаимодействия. Мы все больше открыты неопределенным сценариям. В такой ситуации гуманитарным наукам просто необходимы инструменты для исследования возможных миров, редких и уникальных состояний и со­бытий, которые в любую минуту могут не только воплотиться в повседнев­ности, но и определить ее ключевые смыслы и ценности. Компьютерные игры позволяют подключить огромное количество пользователей и задей­ствовать их интуицию и творчество в деле проектирования и обживания возможных миров.

Опубликован

2022-10-31

Выпуск

Раздел

Философия и наука

Как цитировать

[1]
2022. Компьютерные игры – новые технологии гуманитарных наук?. Вопросы философии. 10 (Oct. 2022), 154–165. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-10-154-165.