Это устаревшая версия, которая была опубликована 2022-09-30. Прочтите самую последнюю версию.

Поэма Ивана Карамазова «Великий инквизитор»: отклик Достоевского на протест архимандрита Феодора (А.М. Бухарева)

Авторы

  • К.А. Баршт Институт русской литературы РАН, Санкт-Петербург, 199034, Набережная адмирала Maкарова, д. 4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-9-161-172

Ключевые слова:

поэма «Великий инквизитор» («Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского), архимандрит Феодор (А.М. Бухарев), творческая исто­рия, аллюзия и реминисценция.

Аннотация

В статье выдвигается предположение, что глава «Великий инквизитор» в ро­мане Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», в которой поставлен вопрос о необходимости или нежелательности жесткого администрирования в обла­сти церковной и социальной жизни, является отражением взглядов архи­мандрита Феодора (А.М. Бухарева), подвергнутого травле со стороны кон­сервативных кругов за протесты против ущемления права человека на выбор религиозной модели и социальную свободу. В ряде книг на протяжении 1860-х гг. Бухарев настаивал на необходимости отказа от авторитаризма, подверг сомнению незыблемость церковных догматов в пользу свободного духовного поиска человека, не стесненного ограничениями. Современники, в том числе А.И. Герцен, комментируя этот вопрос, говорили о преследо­вателях Бухарева со стороны Синода и журнала «Домашняя беседа» как об «инквизиторах», расправлявшихся с философом подобно тому, как это делала испанская религиозная полиция. Основная мысль Бухарева заключа­лась в необходимости для страны и всего мира перейти от общепринятой архаической модели политико-торговых отношений между людьми на базе идеи «око за око» к доброжелательным позитивным связям на основе прин­ципа братской любви, заповеданной Иисусом Христом. Эту идею Достоев­ский положил в основание идеологии «почвенничества»,что было подтвер­ждено в «Объявлении» об издании журнала «Время», органа созданного им социально-культурного проекта. Мотивы и основной строй логики опаль­ного архимандрита, идею о спасительной силе христианской любви До­стоевский использовал во всех произведениях, написанных после смерти
Бухарева, и с наибольшей силой – в романе «Братья Карамазовы», для совре­менных читателей на уровне скрытой аллюзии, для современников – в виде аллюзии открытой.

Опубликован

2022-09-30

Версии

Выпуск

Раздел

Из истории отечественной философской мысли

Как цитировать

[1]
2022. Поэма Ивана Карамазова «Великий инквизитор»: отклик Достоевского на протест архимандрита Феодора (А.М. Бухарева). Вопросы философии. 9 (Sep. 2022), 161–172. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-9-161-172.