Studia humaniora, или Духовно-эстетический смысл искусства у зрелого Фридриха Шлегеля
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-9-128-139Ключевые слова:
Ф. Шлегель, философия, искусство, поэзия, проза, литература, живопись, образ, время, вечностьАннотация
Шлегель рассматривает философию и поэзию (искусство) как две важнейшие составляющие духовной культуры человека, как тесно связанные, хотя и разные, пути выражения божественной истины и красоты. Искусство и философия принадлежат софийной сфере, только философия стремится разделить истину и красоту, а искусство выражает их в единстве. Философия как часть прозы ориентирована на понятия и «определенное», поэзия – на созерцание, образное выражение и «неопределенное». Проза, в том числе философия, сообщает, поэзия изображает. Философию и поэзию объединяет «трансцендентальный взгляд на вещи», выраженный в разной форме. Шлегель различает экзотерическую и эзотерическую поэзию. Первая ограничивается выражением красоты в человеческой жизни, вторая стремится выразить сущностные основания мира в целом. В поэзии Шлегель рассматривает три аспекта подхода к выражаемому предмету: вымысел, изображение и вдохновение. Особое внимание он уделяет философскому отношению искусства ко времени и вечности, их диалектической связи в художественной практике, осмысливая вечность как полноту прошлого, настоящего и будущего времен. Творчеством каждого художника руководит лично его «великая идея»: созерцая эту идею, он стремится выразить ее в образах своего искусства. Главную задачу философии и искусства Шлегель видит в приближении человека к божественной сфере.
Загрузки
Опубликован
Версии
- 2025-02-07 (2)
- 2022-09-30 (1)