Культура и история как измерения современной эпистемологии
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-9-67-75Ключевые слова:
эпистемология, В.А. Лекторский, конструктивный (деятельностный) реализм, деятельностный подход, культурно-историческая эпистемология, достоинство знания.Аннотация
Статья посвящена осмыслению культурно-исторических аспектов оригинальной концепции конструктивного («деятельностного») реализма, которую разрабатывает академик Владислав Александрович Лекторский (его 90-летний юбилей мы отмечаем в этом году). Автор проводит мысль о том, что в основании концепции юбиляра (как и в основании культурно-исторической эпистемологии, на которую опирается автор статьи) лежит трактовка целостного человека, активно преобразующего реальность в культурном и историческом общении с другими людьми. Осознавая этот культурно-исторический фундамент познания и его общегуманистические проблемы, В.А. Лекторский сосредоточивает внимание на когнитивных и технических аспектах современной гносеологической проблематики, а культурно-историческая эпистемология акцентирует специфику общения в рамках продвинутых междисциплинарных исследовательских программ (мегасайенс). В полидисциплинарных научных коммуникациях определился особый пласт взаимодействия-сорудничества, предполагающий понимание учеными друг друга на знаково-символическом уровне. Феноменологическая проблематика в данном контексте становится в центр методологических установок ученого, поскольку позволяет интерпретировать «историческое» и «культурное» не столько как изменчивое и релятивное, но прежде всего как динамически равновесное, позволяющее мыслить научную современность как исторически преемственную. При этом и та, и другая концепции опираются на традиции отечественной интеллектуальной культуры ХХ в., куда входят идеи Г.Г. Шпета и М.М. Бахтина, С.Л. Рубинштейна и В.П. Зинченко, Э.В. Ильенкова и Г.П. Щедровицкого.
Опубликован
Версии
- 2025-02-07 (2)
- 2022-09-30 (1)