Невыразимость как условие: трансцендентальное в философии М. Мамардашвили и Л. Витгенштейна
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-8-136-147Ключевые слова:
М. Мамардашвили, Л. Витгенштейн, трансцендентальная философия, трансцендентальность, условие возможности, невыразимое, мистическое, сознание, логика, этика, познаниеАннотация
В своих работах Мераб Мамардашвили неоднократно обращается к Людвигу Витгенштейну. Но даже в тех случаях, когда прямые ссылки отсутствуют, в его размышлениях прослеживается явная перекличка с австрийским коллегой. В настоящей статье будет показано, в чем заключается близость их философских подходов и в каком смысле обоих мыслителей можно
отнести к традиции философского трансцендентализма. Мы рассмотрим, в каком значении у Мамардашвили проявляется витгенштейнианская критика идеи «выдвинутости» сознания в мир. Согласно Витгенштейну, субъект принадлежит не миру, но границе, образующей его. Подобную мысль мы обнаруживаем и у Мамардашвили: когда мы «говорим о сознании, а не о чем-нибудь другом, то говорим о таких вещах, для которых нельзя показать (подставить) их эмпирические и конечным числом операций контролируемые эквиваленты». Витгенштейн, в свою очередь, предлагает сравнить сознание с глазом, неспособным себя увидеть. Мамардашвили называет этот феномен «минимум-трансцензусом»: последний не предстает перед нами в опыте, его нельзя «выдвинуть» внутрь того, что составляет предметность и объективную наглядность нашего опыта, поскольку он находится на границе эмпирического.
Загрузки
Опубликован
Версии
- 2025-02-07 (2)
- 2022-08-31 (1)