Испытание философией. Философия в императорской России перед «Великими реформами» 1860-х гг.
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-7-39-47Ключевые слова:
философия, Россия, Просвещение, образование, наука, «новое варварство», реформы.Аннотация
Статья посвящена состоянию философского знания в царской России в первой половине XIX в. – в период правления императоров Александра I и Николая I. Автор отмечает наличие в России своеобразного «культурного маятника»: периоды порывов к Просвещению по европейским образцам сменялись попятными движениями к обскурантизму и самоизоляции. Соответственно, имел место раскол правящей элиты на две «макропартии», который некоторые наблюдатели (от декабриста А. Улыбышева до А. Герцена) называли противостоянием «просветителей» и «погасильцев». Автор статьи показывает, как в позднеалександровское и николаевское времена инициаторами очередного «затемнения» в России часто становились официальные «министры просвещения», а то и первые лица государства. Первой жертвой контр-реформ в области образования и культуры (автор статьи называет их рецидивами «нового варварства») всякий раз становилась философия, в том числе преподаваемая в университетах. Автор подробно исследует два периода активных культурных контрреформ, жертвой которых стала отечественная философия: начала 1820-х гг., связанный с именами Магницкого и Рунича; и конца 1840-х – начала 1850-х гг., когда консервативную (но в целом умеренно-просветительскую) линию графа Уварова сменила откровенно реакционная политика нового «министра просвещения» князя Ширинского-Шихматова.
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-07-31 (1)