«Добрые и мудрые друзья», дзэнтисики, в японской буддийской мысли

Авторы

  • И.В. Горенко Московский Государственный Институт Международных Отношений МИД России, Одинцовский филиал, Московская область, Одинцово, 143007, ул. Ново-Cпортивная, д. 3; Школа актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, 119606, просп. Вернадского, д. 82, стр. 9.
  • Н.Н. Трубникова Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1; Школа актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, 119606, просп. Вернадского, д. 82, стр. 9.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-6-176-189

Аннотация

Цель статьи – рассмотреть одну из сторон понимания дружбы в буддийской мысли (по японским источникам) в сравнении с тем, какой смысл придается понятию дружбы в христианской мысли. В японском буддизме термин дзэн­тисики (санскр. кальяна митра) обозначает «доброго и мудрого друга» вооб­ще, а в более узком смысле – того, кто помогает умирающему встретить смерть с правильными помыслами. Задачи друга у смертного одра отчасти совпадают с «заботой о больном», отчасти противопоставляются ей. «Муд­рый друг» поддерживает должный настрой умирающего в смертный час; ес­ли в случае ухода за больным дело идет о телесных страданиях, которые можно ослабить, то в случае дзэнтисики – о страдании неотменимом; в пер­вом случае о слабом заботится более сильный, во втором двое смертных на­ходятся в равных условиях, хотя одному и пришлось умирать раньше, чем другому. Японские наставления по обрядам для смертного часа в большой степени формализовали роль дзэнтисики, и ее исходный смысл утрачивался. Заново обсудить по существу вопрос о дружестве в смертный час, о хороших и дурных друзьях берется Камо-но Тёмэй в «Сборнике рассказов о про­буждении сердца» («Хоссинсю:», начало XIII в.). Он показывает дзэнтисики за работой, приводит примеры того, как люди выбирают себе друзей для смерт­ного часа, рассуждает об опыте дружбы или вражды человека с самим собой: на этом опыте строятся отношения с другими людьми, и сам этот опыт меня­ется под их воздействием.

Опубликован

2022-06-30 — Обновлена 2025-02-06

Версии

Выпуск

Раздел

Философия и культура Японии

Как цитировать

[1]
2025. «Добрые и мудрые друзья», дзэнтисики, в японской буддийской мысли. Вопросы философии. 6 (Feb. 2025), 176–189. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-6-176-189.