Легенда Тайма-мандалы. История происхождения мандалы храма Тайма. Пер. со старояп. и примеч. М.В. Торопыгиной
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-6-153-163Ключевые слова:
Япония, буддизм, будда Амида, бодхисаттва Каннон, мандала, сутра, Тайма-мандала, Тюдзё-химэ.Аннотация
В публикации дается комментированный перевод текста «Тайма мандара энги» («История происхождения мандалы храма Тайма»), помещенного на двух иллюстрированных свитках, хранящихся в храме Комёдзи в городе Камакура. Создание свитков датируется XIII в. Текст содержит предание о появлении мандалы, на которой изображена Чистая земля будды Амида (Амитабха, Амитаюс), хранящейся в храме Тайма. Мандала иллюстрирует одну из «трех сутр об Амитабхе» – «Сутру созерцания Будды Амитаюса». По легенде, мандала была создана в ответ на страстное желание ставшей монахиней дочери министра Ёкохаги увидеть будду Амида. Мандала была соткана за одну ночь бодхисаттвой Каннон, явившимся в образе прекрасной женщины, из лотосовых нитей, которые окрасил сам будда Амида, явившись в образе монахини. События отнесены к VIII в., они датируются в легенде с точностью до дня и даже часа. Легенда изложена в целом ряде средневековых памятников. В дальнейшем к данной легенде была добавлена похожая на сказку о Золушке история детства дочери министра, которая стала известна под именем Тюдзё-химэ. В дальнейшем легенда была использована во многих литературных и драматических произведениях.
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-06-30 (1)