Это устаревшая версия, которая была опубликована 2022-06-30. Прочтите самую последнюю версию.

Легенда Тайма-мандалы. История проис­хождения мандалы храма Тайма. Пер. со старояп. и примеч. М.В. Торопы­гиной

Авторы

  • М.В. Торопыгина Институт востоковедения РАН, Москва, 107031, ул. Рождественка, д. 12; Институт классического востока и античности Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, 105066, ул. Старая Басманная, д. 21/4, стр. 3.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-6-153-163

Ключевые слова:

Япония, буддизм, будда Амида, бодхисаттва Каннон, ман­дала, сутра, Тайма-мандала, Тюдзё-химэ.

Аннотация

В публикации дается комментированный перевод текста «Тайма мандара энги» («История происхождения мандалы храма Тайма»), помещенного на двух иллюстрированных свитках, хранящихся в храме Комёдзи в городе Камакура. Создание свитков датируется XIII в. Текст содержит предание о появлении мандалы, на которой изображена Чистая земля будды Амида (Амитабха, Амитаюс), хранящейся в храме Тайма. Мандала иллюстрирует одну из «трех сутр об Амитабхе» – «Сутру созерцания Будды Амитаюса». По легенде, мандала была создана в ответ на страстное желание ставшей монахиней дочери министра Ёкохаги увидеть будду Амида. Мандала была соткана за одну ночь бодхисаттвой Каннон, явившимся в образе прекрасной женщины, из лотосовых нитей, которые окрасил сам будда Амида, явив­шись в образе монахини. События отнесены к VIII в., они датируются в ле­генде с точностью до дня и даже часа. Легенда изложена в целом ряде сред­невековых памятников. В дальнейшем к данной легенде была добавлена похожая на сказку о Золушке история детства дочери министра, которая стала известна под именем Тюдзё-химэ. В дальнейшем легенда была ис­пользована во многих литературных и драматических произведениях.

Опубликован

2022-06-30

Версии

Выпуск

Раздел

Философия и культура Японии

Как цитировать

[1]
2022. Легенда Тайма-мандалы. История проис­хождения мандалы храма Тайма. Пер. со старояп. и примеч. М.В. Торопы­гиной. Вопросы философии. 6 (Jun. 2022), 153–163. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-6-153-163.