«Совершенный человек» vs «Праведный факих»: суфийские истоки политической концепции имама Хомейни
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-5-181-191Ключевые слова:
философия, рациональность, суфизм, политика, ислам, Бог, праведный факих, совершенный человек, исламское правление, руководство факиха, аятолла Хомейни, Ибн АрабиАннотация
В статье прослеживается влияние категориальной модели «явное – скрытое» (з̣а̄хир – ба̄т̣ин), сложившейся в классический период развития арабо-мусульманской культуры (VIII–XV вв.), на современный политический дискурс в Иране. В центре внимания – идеолог исламской революции в Иране 1979 г. аятолла Рухолла Мусави Хомейни (1902–1989) и его концепция «руководство факиха» (вила̄йа̄т-и фак̣ӣх). Опираясь на сочинение «Руководство факиха: исламское правление» («Вила̄йа̄т-и фак̣ӣх: х̣укӯмат-и исла̄мӣ»), автор анализирует аргументы, приводимые Хомейни, выявляет классические приемы рационализации и отсылки к философским построениям зрелого суфизма. Рассмотрены взгляды Хомейни на феномен исламского правления, личные качества и обязанности правителя-правоведа (фак̣ӣх). Показана связь между представлениями о «совершенном» (праведном) правителе (фак̣ӣх-и ка̄мил) и учением о совершенном человеке (’инса̄н ка̄мил) крупнейшего суфийского мыслителя Ибн Араби (1165–1240). Совершенный человек в учении Ибн Араби дает возможность сохранить единство мироздания, в котором наличествуют божественный и мирской полюса. Праведный факих Хомейни, осуществляя исламское правление, помогает поддерживать «связь» между Богом и людьми на уровне государственной структуры. Установлено, что политическая концепция Хомейни испытала значительное влияние Ибн Араби и представляет собой современную интерпретацию учения о совершенном человеке с поправкой на социально-политическую обстановку в предреволюционном Иране.
Загрузки
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-05-31 (1)