«Небожительница с шапкой из волос»: о жизни и даосских деяниях Тянь Сянь-гу
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-4-179-203Ключевые слова:
Китай, эпоха Юань, даосизм, даосские монахини, школа Цюаньчжэнь, аскетизм, Тянь Сянь-гу.Аннотация
Статья посвящена проблеме женского духовного пути в даосской школе Полного совершенства (Цюаньчжэнь). Школа Цюаньчжэнь славилась активным привлечением последователей в свои ряды вне зависимости от пола и социального статуса. Одним из примеров женщин низшего сословия, обратившихся к даосизму и ставших настоятельницами монастырей, была даоска Тянь Сянь-гу. На протяжении двадцати лет она не расчесывала и не мыла волосы, собирая их наверху в высокую прическу, за что и получила прозвище «Небожительница с шапкой из волос» (Фа-гуань Сянь-гу). Несмотря на то, что Тянь Сянь-гу происходила из крестьянской семьи, благодаря ее эксцентричной внешности и экстраординарным способностям ей стали поклоняться как святой и возвели храм в ее честь. В память о ее даосских деяниях в нем была установлена «Стела о пожаловании высочайшим указом [монастырской обители названия] “Дворец Предельного совершенства и бесконечного долголетия”» («Чи цы Цзичжэнь ваньшоу гун бэй») кисти юаньского ученого-литератора Чжан Ян-хао (1270–1329), которая послужила источником настоящего исследования. Важнейшие вехи духовного пути Тянь Сянь-гу, перечисленные на стеле, такие как отшельничество, нищенствование, аскетическое подвижничество, очищение сердца, разъясняются через поэтические и прозаические наставления первых патриархов школы Цюаньчжэнь. На примере жизнеописания Тянь Сянь-гу рассматриваются вопросы совершенствования даосок в ракурсе философских, религиозных, социальных и историко-культурных представлений, которые оказали большое влияние на дальнейшую эволюцию даосизма и его института монашества в XIII–XIV вв.