Представления о природе человека у Сюнь Юэ
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-4-165-178Ключевые слова:
древнекитайская философия, династия Хань, природа человека, сущностные проявления, эмоции, пневма, добро, зло.Аннотация
Статья посвящена анализу концепции человеческой природы (син) в учении конфуцианского философа и историка Сюнь Юэ (148–209), жившего во времена конца династии Восточная Хань (23–220). Автор анализирует идеи Сюнь Юэ в контексте исторического развития представлений о природе
человека у предшествующих мыслителей. На основании существующих источников рассмотрено изменение характера дискурса в ханьской философии по сравнению с доциньским периодом: отказ от идеи единства человеческой природы и ее дифференциация, абсолютизация понятий «добрый» и «дурной», активное расширение понятийного аппарата, заимствование ряда идей из учений других мыслителей и попытка их гармонизации, регулярная апелляция не только к историческому материалу, но и к авторитету Конфуция. Автор указывает на инклюзивизм как отличительную черту воззрений Сюнь Юэ: развивая собственную концепцию природы человека, он использует наиболее подходящие положения и идеи других мыслителей. Так, за основу он берет высказывание, которое, возможно, сам же и приписывает Лю Сяну. Также разобрана специфическая попытка Сюнь Юэ толкования доброго и дурного как феноменов, существующих вне человеческой природы, с помощью чего он объяснял различные поведенческие особенности человека. Кроме того, показана приверженность Сюнь Юэ некоторым тенденциям, свойственным философской мысли времен династии Хань, например разделению человеческой природы на три вида и задействованию в дискурсе понятий инь-ян.