Ф.Г. Якоби и московская школа духовно-академической философии XIX в. Часть I. Ф.Г. Якоби и Ф.А. Голубинский
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-4-127-139Ключевые слова:
история русской философии, духовно-академическая философия, Фр. Якоби, Ф.А. Голубинский, И. Кант, Фр. Бутервек, П. Пуаре, разум и рассудок, идеи разума, бесконечность.Аннотация
В статье проводится сравнительный анализ философских взглядов Фр. Якоби и профессора философии Московской духовной академии первой половины XIX в. Ф.А. Голубинского, выявляется сходство позиций обоих мыслителей в различении и понимании рассудка и разума как дискурсивной и созерцательной способности, в учении об идеях ума, в положительной оценке философии Платона, в защите теизма и критике пантеизма. В статье подробно рассматривается тезис Якоби об обусловленности теизма и натурализма определенными теориями познания, его оценка учения Канта. Выявляются также отличия между Якоби и Голубинским в наименовании и характеристиках Абсолюта. Специально рассматривается вопрос об отношении Якоби к понятию бесконечности и о возможных влияниях на Голубинского, в философии которого идея Бесконечного стала центральной. В связи с этим анализируются взгляды Фр. Бутервека и П. Пуаре. Делается вывод о том, что основные положения учения Якоби об уме и его идеях становятся характерной чертой духовно-академической философии первой половины XIX в.