Идея времени и научная картина мира
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-4-72-82Ключевые слова:
научная парадигма, теория относительности, реальное время, биологическое время, физическая картина мира, биосфера, вечность жизниАннотация
Научную картину мира впервые представил Галилей. Он ввел единое мировое время как параметр в описание движения тел. Центральная парадигма научной революции XVII в., принятая научным сообществом на этой основе, была рациональной, но описывала строго механическую картину Вселенной, в которой не было места для человека и всех других живых существ. К концу XX в. в процессе дальнейшей эволюции знаний стало ясно, что классическая теория единого времени Вселенной не соответствует вновь открываемым физическим фактам. Теория относительности преодолела эту трудность, приняв концепцию «местного времени» в инерциальных системах отсчета. Однако в дискуссии с А. Эйнштейном французский философ А. Бергсон показал, что теория относительности никоим образом не доказывает множественности времен. Напротив, СТО неявно использует одно всемирное время, но его источник не классический, а другой – ход внутренней жизни человека. Вслед за Бергсоном академик В. Вернадский принял биологическую природу времени и тем самым внес жизнь в картину Вселенной. Вместе с тем Вернадский утверждал, что биосферная космология не должна превращаться в абсолютную космогонию. У Вселенной нет начала, и ее законы не меняются. Таким образом, реальное устройство Вселенной свидетельствует о ее бесконечности во времени. Группы научных дисциплин описывают ее как ограниченные или частные модели. Общее представление о мире следует оставить категориальному мышлению философии или тому чувству целостности мира, которым обладает религия. Именно философия может использовать описательные и экспериментальные знания и научные модели космоса, полученные на их основе.