Цифровизация образовательного пространства: эмоциональные риски и эффекты

Авторы

  • С.А. Храпов Астраханский государственный университет, Астрахань, 414056, ул. Татищева, д. 20а
  • Л.В. Баева Астраханский государственный университет, Астрахань, 414056, ул. Татищева, д. 20а.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-4-16-24

Ключевые слова:

цифровизация, образование, образовательное пространство, образовательные технологии, эмоциональные риски, эмоциональные эффекты, обучающиеся, коммуникация.

Аннотация

Статья посвящена системной проблеме цифровизации образовательного про­странства, осмыслению ее эмоциональных рисков и эффектов. Авторами вы­явлены следующие эмоциональные риски цифровизации образовательного пространства: 1) эмоциональная отчужденность обучающихся от однокласс­ников и педагогов; 2) эмоциональная депривация, вызванная «цифровым неравенством»; 3) эмоциональное истощение в связи с информационным пере­насыщением и доминированием наглядно-образного восприятия учебного материала; 4) эмоциональная тревожность из-за тотализации цифрового кон­троля за результатами учебной и внеучебной деятельности обучающихся; 5) эмоциональные деформации, вызванные неустойчивостью самооценки обучающихся. В статье подчеркивается вероятностный характер этих эмоци­ональных рисков. Особое внимание авторы уделяют и выявлению ряда эмо­циональных эффектов цифровизации образовательного пространства: 1) эмо­циональная эйфория от широкого доступа к цифровому обучению у тех, кто ранее по различным причинам не имел полноценной возможности получать классическое образование; 2) эмоциональная включенность людей с ограни­ченными возможностями развития в цифровой образовательный процесс; 3) эмоциональная позитивность обучающихся от расширения возможностей поступления в средние специальные и высшие учебные заведения посред­ством цифровых технологий; 4) эмоциональная связь с участниками образо­вательных форумов и других электронных образовательных ресурсов; 5) эмо­циональная воодушевленность обучающихся при получении возможностей формирования индивидуальных траекторий обучения посредством цифровых технологий. Итогом исследования являются предложения о путях нивелиро­вания эмоциональных рисков цифровизации образовательного пространства.

Опубликован

2022-04-30

Выпуск

Раздел

Философия, культура, общество

Как цитировать

[1]
2022. Цифровизация образовательного пространства: эмоциональные риски и эффекты. Вопросы философии. 4 (Apr. 2022), 16–24. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-4-16-24.