Метафорические истолкования алхимического языка в позднедаосском тексте (по «Лун мэнь синь фа», XVII в.)
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-3-205-215Ключевые слова:
даосизм, даосская алхимия, внешняя алхимия (вай дань), внутренняя алхимия (нэй дань), Цюаньчжэнь, Лунмэнь, «Лун мэнь синь фа», «бессмертный зародыш» (шэн тай), «движение в реверсивном/противоположном направлении» (ни син)Аннотация
Статья посвящена истории герменевтики даосской алхимии. Традиционные даосские практики, которые в европейской научной литературе принято называть «даосской алхимией», в китайской культуре подразделяются на два вида – вай дань («внешняя алхимия») и нэй дань («внутренняя алхимия»). Оба направления объединяет декларируемая цель (достижение «бессмертия») и специфическая алхимическая терминология и образность. Рассматривается метафорическое истолкование терминов и выражений алхимического языка в позднедаосском тексте. В качестве основного источника взят текст XVII в. «Лун мэнь синь фа» («Закон сердца-сознания [согласно традиции] Лунмэнь»), в котором изложены воззрения Ван Чан-юэ (Куньян-цзы), наставника даосской школы Цюаньчжэнь/Лунмэнь. Примечательная особенность проповедей Ван Чан-юэ состоит в том, что в них он интерпретирует выражения, типичные для языка даосской и, в частности, алхимической традиции, посредством языка традиции буддийской. В поздний период, как можно увидеть в исследуемом тексте, выражения и термины внутренней алхимии, метафорические по своему характеру, подверглись вторичному метафорическому истолкованию. «Вторичным» оно названо по той причине, что язык внутренней алхимии уже был метафорическим по своему характеру. В статье рассматриваются два примера истолкования алхимического языка в проповедях Ван Чан-юэ. Также в статье дана историко-философская оценка предложенного Ван Чан-юэ истолкования алхимического языка. Это истолкование представляет спиритуализированную и «буддизированную» версию даосизма. В статью включены фрагменты «Лун мэнь синь фа», впервые переведенные на русский язык, иллюстрирующие тезисы автора.
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-03-31 (1)